Как живет специализированная психбольница Николаевской области?

Как живет специализированная психбольница Николаевской области?

В современном мире, в том числе и в Украине, состояние психического здоровья людей относится к числу наиболее актуальных проблем. Не удивительно, учитывая общепризнанный факт, что в кризисные периоды жизни, в котором наша страна находится вот уже который год, возрастает вероятность возникновения психических и поведенческих расстройств. По информации Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году подобные расстройства могут занять первое место среди всех неинфекционных заболеваний. Не секрет, что в нашем обществе не принято прибегать к помощи специалистов, ведь, к примеру, роль тех же психотерапевтов и «душеведов» у нас удачно выполняют друзья и близкие. Однако существуют ситуации, когда помещение в специализированное учреждение – единственный выход. Какие заболевания и синдромы требуют экстренной госпитализации, что представляет из себя  единственная в области психиатрическая больница высшей категории и можно ли считать украинских политиков здоровыми людьми? Об этом и многом другом СВIДОК.info узнал, посетив областную психбольницу №2 в селе Сапетня Николаевской области и пообщавшись с ее многолетним главврачом Анатолием Педаком.

БЕЛКИ И 30 ГА ЗЕМЛИ: КАКАЯ ОНА – НЕБЕЗЫЗВЕСТНАЯ «САПЕТНЯ»?

Сапетня – село в Николаевском районе, недалеко от пгт Ольшанское. Местные рассказывают, что работоспособное население, в основном, трудится здесь на двух объектах: Ольшанской исправительной колонии и…психбольнице. Ранее областную больницу так и называли «Сапетня», не особо утруждаясь повторением полного названия. Итак, что же представляет собой медучреждение?

По иронии судьбы областная психиатрическая больница №2 расположена в одном из живописных уголков села – территория в 7413 кв.м растянулась вдоль самого Южного Буга. На входе в больницу встречает часовня, которая служит пристанищем не только для местного населения, но и успокоением для подопечных больницы.

местная часовня перед входом в больницу
«Сапетня» располагается на берегу Южного БУга

Территория учреждения разветвлена десятками дорожек, которые ведут к отделениям больницы, административному корпусу и подсобным помещениям. До Второй мировой войны здесь располагался привычный Советскому союзу совхоз, после чего корпуса служили помещениями для исправительной колонии аж до 1953 года. А четырьмя годами позже на этом месте появилась известная ныне психиатрическая больница. С тех пор внешний вид зданий, похоже, не претерпел никаких изменений. Обновления видны лишь в административном корпусе: на потолках и стенах красуется «бюджетный» вариант – вагонка. Зато «своя». Как станет известно позже, «свое» - один из приоритетных принципов руководства больницы, которого вот уже более тридцати лет придерживается бессменный главврач, кандидат медицинских наук Анатолий Педак. Специалист своего дела не просто имеет за плечами высшие регалии, научные достижения в виде пяти патентов на авторские изобретения и многолетний стаж, но и опыт истинного организатора. Судите сами – все это время психбольнице удается оставаться на полном самообеспечении - благодаря урожаю на 30 га земли учреждение имеет дополнительный доход до 800 тыс.грн. в год. Финансовой стабильности добавляет и собственная база отдыха в Рыбаковке (еще около 190 тыс.грн.). Много это или мало, учитывая принятое финансирование медицинской сферы по остаточному принципу? Вопрос спорный, но, во всяком случае доход больницы, фактически живущей автономной монархией, позволяет обеспечить бесплатными медикаментами пациентов. А в наши дни это значительное преимущество.

Но не одними лишь делами хозяйственными интересна Сапетня. Так, на территории больницы уже много лет живет семейство беличьих. Огненно-рыжие зверята украдкой передвигаются с дерева на дерево в поисках пищи. Пока на улице теплые погоды, они не ленятся добывать еду самостоятельно, а вот как только выпадет первый снег, смелые белки вновь начнут гостить в деревянных домиках, лакомясь гостинцами медперсонала – хрустящими орешками.

домики для белок здесь повсюду

А пока главврач проводит дежурную «пятиминутку», мы знакомимся с основными отделениями больницы. Большая часть из них расположилась стройным рядом, а своей скученностью они больше похожи на домики сельской улицы, чем на больничные корпуса.

стройный ряд больничных корпусов
каждое отделение расположено в отдельностоящем здании

У каждого из них - свой дворик для гуляний (пациенты трижды в день посещают улицу), а возле некоторых можно встретить своего звонкого охранника.

внутренний двор отделения №9
ох, рано встает охрана....
отделение №8
защищенные окна отделения с усиленным наблюдением
админздание

Меж тем, за каждой из дверей находятся свои пациенты. Так, больница имеет отделение неврозов и пограничных состояний, в котором лежат пациенты с психосоматическими расстройствами, общее психиатрическое отделение — мужское и женское, отделение с усиленным наблюдением, за подопечными которого строго следят сотрудники прокуратуры, психтуберкулезное отделение, в котором находятся подопечные областного туберкулезного диспансера, и два отделения для психореабилитационных больных. Как позже расскажет Анатолий Педак, в них своей очереди на распределение в дома-интернаты ждут пациенты, пребывающие в ремиссии и требующие постоянного медицинского ухода. Уйти на это могут целые месяцы, ведь из 30 подобных заведений в области осталось лишь 18.

«Они там ожидают своей «путевки». Каждому из них присваивается номер в собесе и по мере наличия таких «путевок» они переводятся в условия полного социального обеспечения. По своему психическому состоянию эти подопечные требуют ухода и наблюдения, которое не могут обеспечить родственники. Это, как правило, престарелые люди, у которых не осталось в окружении никого, кто бы мог за ними ухаживать», - рассказывает главврач.

Но вернемся к самой Сапетне. Основным отличием психбольницы является применение  интенсивного лечения — здешние пациенты поступают сюда, как правило, в состояниях острого психоза. И если в советское время больница насчитывала до 1000 подопечных, максимальный срок пребывания которых мог достигать до двух лет, то на сегодняшний день фонд учреждения составляет 330 койко-мест. По словам Анатолия Педака, сегодняшнюю психбольницу в некотором роде можно сравнить с работой БСМП, призванной стабилизировать состояние своих пациентов.

К заболеваниям и симптомам, требующим госпитализации в Сапетню, относятся: острые психотические состояния, систематизированный ипохондрический бред, депрессивные состояния с суицидальными тенденциями, маниакальные состояния со склонностью к агрессии, психозы, острые галлюцинации, сумеречные состояния и прочее. Кроме того, сюда попадают также пациенты по решению суда согласно Уголовно-процессуальному кодексу Украины. В таком случае контроль  за деятельностью по предоставлению психиатрической помощи осуществляют органы прокуратуры. Так что представители правоохранительной системы – не редкость на территории больницы. А вот стать ее пациентом «просто так» невозможно, поскольку  при проведении экспертизы такие охочие «отсеиваются» еще в приемном покое.

Я НЕ ЖИВУ ЭТОЙ СИСТЕМОЙ

Свидетельства об авторских открытиях, картины от пациентов и известный портрет Энштейна – вот и весь нехитрый декор кабинета главврача уникального учреждения, на территории которого обслуживаются не только жители Николаевской, но и Одесской областей. На полочках аккуратно стоят многочисленные монографии и метроном. Этот предмет, пожалуй, представляет наибольший интерес. По сути, привычная в музыкальном мире вещица благодаря врачу превратилась в инструмент, позволяющий выводить пациентов из стрессового состояния.

модернизированный метроном - инструмент лечения

«Мы улучшили методику Шапиро (Френсис Шапиро - американский психолог, разработавший метод лечения посттравматических расстройств, вызванных переживанием стрессовых событий, таких как насилие или участие в военных действиях, - прим.ред.). В частности, применяем ее на ребятах, вернувшихся из АТО. Я адаптировал музыкальный метроном, добавив аудио. Данный метод призван дезорганизовать работу полушарий, снять все напряжения, идеи. Когда люди возвращаются из АТО, несмотря на то, что они ушли с войны, все равно остаются там. Психически человек сидит в окопе, а потом вытянуть его из него почти невозможно, потому что он привык. Как в джунглях Вьетнама. Как «афганский синдром».

Однако врачам больницы удалось вернуть героев к обычной жизни - из того ужаса, в котором они провели 1,5-2 года.

Анатолий Педак

Главврач, пришедший в психбольницу еще будучи интерном, успел дважды побывать на Кубе с военной миссией. А после небольшого опыта руководства областной больницей, вернулся в Сапетню, чтобы вновь возглавить ее. Из разговора с Педаком становится понятно, что, по сути, учреждение продолжает свой путь, основываясь на некой советской автономности с применением новых методик лечения. Так, наличие собственного поля — это не просто продолжение пути совхоза, на месте которого располагается больница, а еще и своеобразная автономия.

«Вся суть – в собственной независимости. В независимости не от самого себя, от больных и коллектива, это куда более глубоко — независимость от системы. Я не живу этой системой. Я как жил тогда, так и живу. Я продолжаю людям платить деньги за достижение результата. У нас фонд заработной платы распределяется так же, как и во времена СССР. Но это не означает «совковый менталитет». Просто, как и тогда, у нас остался механизм доплат», - рассказывает Педак.

Как оказалось, многочисленный персонал больницы составляют, в основном, местные жители. Многие вакансии просто не закрыты, а в связи с экономией заработной платы появляется возможность премирования существующих сотрудников. Так, раз в квартал  планово-экономическая группа с участием членов профсоюза подводит итоги, определяя премиальный фонд для каждого отделения. Чем выше коэффициент сотрудника — тем  больше заработная плата.

Независимость заведения касается и методик лечения.

«Я хочу, чтобы люди смотрели на психику под другим углом - она очень многогранна. У нас в больнице есть отделение массажа, физиокабинет, мы лечим психические расстройства симуляциями головного мозга — у нас свое видение психиатрии. Нет психических расстройств — есть психические изменения, психические реакции. Я против стигматизации (клеймение, навешивание навешивание социальных ярлыков, или увязывание какого-либо качества (как правило, отрицательного) с отдельным человека, - прим.ред.), против «совкового» компонента, гребущего всех под одну гребенку. Ведь у каждого из нас своя собственная жизнь и своя приспособительная защитная реакция. А все пациенты — это личности. Если кто-то этого не понимает, он не может быть психиатром. Если ты понимаешь его, тебя все в порядке с пациентом. Он - не больной и он выздоравливает. Я бы хотел, чтоб все психиатры были похожи на своих пациентов».

ВСЕ МЫ - БИОРОБОТЫ

Анатолий Педак убежден, что психических расстройств не существует. Есть лишь реакция индивида на «вредность»: окружающую и внутреннюю реальность. Все нарушения лежат лишь в психо-физиологической адаптации. Именно поэтому главврач выступает против примитивного представления психиатрии, где пациенты делятся на «Наполеонов» и «Цезарей».

«Какие Наполеоны? У меня все пациенты — личности. Они адаптируются. Ведь все мы, по сути своей, биороботы. Роботы в понимании адаптационного механизма. Мы не можем быть теми, кем мы должны быть постоянно. Мы настолько живы, насколько у нас развита гибкость психических процессов. Это не простое мышление, это способность приспосабливаться под внешние воздействия», - рассказывает врач.

А вот сама способность адаптации зависит от типов защитных реакций и наличия тех или иных стереотипов. Анатолий Педак сравнивает работу нашей психики с известной старой компьютерной игрой, герой которой не может попасть на более высокий уровень без наличия нужного инструмента-оружия.

«Если тебе не хватает оружия — в силу вступает механизм стресса. Один человек в такой ситуации инкапсулируется и уходит вглубь, а другой повышает функциональность. А вообще все мы — нормальны. Ведь мы индивидуальны, просто норма у каждого своя».

Возвращаясь к методам лечения, главврач рассказывает, что в настоящее время оно основывается на концентрированных технологиях, а обеспечение лекарствами происходит абсолютно бесплатно. Так, в аптеке больницы находится 350 наименований лекарств и все они не стоят пациенту ни копейки. Кроме того, по словам Анатолия Педака, сегодняшняя Сапетня работает совершенно на другом уровне. Раньше врачи жестко работали с электронаркозом, изменяя активность мозга. Сейчас же все это происходит с помощью электромагнитных аппаратов, которые стабилизируют активность головного мозга уже через три-пять дней. 

«Видны ли изменения? Конечно, раньше наши пациенты спали под кроватью и кушали цветы. Был аминазин, галоперидол и все. Эти вещества делали конструкцию психики скованной. Пациенты никого не тревожили, при этом оставаясь жить со своим психическим расстройством, своим восприятием действительности. А ведь они - индивидуальности. Вы бы видели, как они рисуют».

Врач показывает на картину — подарок коллеги из Одессы. Это творение - попытка репродукции известной работы Винсента Ван Гога «Звездная ночь» и самого портрета автора. И если в свое время для мирового художника «Звездная ночь» была первой попыткой отобразить ночное небо, то для пациентки одесского коллеги это, пожалуй, стало настоящим творением.

работа пациента

НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ НЕ ИДУТ В ПОЛИТИКУ

«Известные личности — на самом деле не известные личности, а так называемые «известные» они, как правило, не болеют. Потому что вся их жизнь — болезнь». Именно с этой формулировки главврача началась, пожалуй, самая интересная часть нашей беседы - о политиках.

«Я всегда думал, как это происходит? Понимаете в чем дело, есть кукловоды, а есть куклы. Их личности — это куклы, которым удалось стать кукловодами. А при чем здесь мы, здравые люди, смотрящие эти концерты? Нормальные люди, имеющие критическое отношение к себе и окружающей действительности, не идут в политику», - рассуждает Анатолий Педак.

По мнению врача, в Верховной Раде попросту отсутствует такое понятие, как интеллект. Ведь место там находится лишь личным интересам.

«По своей сути все мы - экстраверты, а если бы мы больше смотрели внутрь себя интровертировано, мы бы не были такими политически активными. Посвятите себя себе, ведь самое главное - это не достижение чего-либо, более важно - собственное эго-я:  самочувствие, самоощущение, свободное от стереотипов мышления и сравнения себя с чьими-то достижениями. Стремление гонки, желание попасть в какую-то нишу - это просто собачьи бега. Более важен внутренний комфорт - это основа нашей жизнедеятельности», - уверен Педак.

Взамен этому, по мнению специалиста, в Верховном Раде мы наблюдаем лишь фикс-идеи достижения благ, и завышенную самооценку политиков с демонстрацией выдуманного образа.

Нашу беседу прерывает телефонный звонок.

«Да, закладывайте…хорошо…сейчас буду», - отвечает врач, продолжая: «Сегодня я дежурный по больнице. Мне нужно на пищеблок — проверить закладку: сколько положили мяса, масла сливочного , зажарки. Кстати, у нас в больнице замечательный борщ!».

Вот так легко — с рассуждений о мировой политике Анатолий Педак с не меньшим азартом переходит на тонкости работы дежурного врача, контрольной порции и качестве питания пациентов. Перед тем, как он покинет кабинет, успеваем спросить об отношении к гению, чье фото занимает достойное место среди наград:

«Он мне симпатичен, потому что он был живым. Мне импонирует не его гениальность. Просто он всегда, несмотря на его величину, оставался самим собой»,- отвечает врач.

Безусловно, портрет Энштейна появился в кабинете не случайно. Анатолий Педак, несмотря на выход из партии в конце 80-х, сумел сохранить кресло главврача. Менялась власть, начальники управлений, а принцип работы больницы остается прежним — полная независимость от системы.

«Я не прогибаюсь. Мне здесь хорошо, и больше ничего не надо. Я мог работать в исследовательском институте, но мне комфортно здесь. Я занимаюсь своим делом и абсолютно свободен», - резюмирует врач.

Рядом с фото легендарного физика висит копия «Джоконды» — предмет исследования в одной из последних статей Анатолия Педака. Автору ловко удалось раскрыть секрет загадочной улыбки персонажа Леонардо да Винчи. А нам, по всей видимости, секрет самой Сапетни.

Елена Худолеева