Покинутая колхозница Катя: грусть и надежды скульптуры на Привокзальной площади Николаева

Покинутая колхозница Катя: грусть и надежды скульптуры на Привокзальной площади Николаева

В гордом одиночестве на Привокзальной площади, прямо перед бывшими когда-то главными воротами города - на старом железнодорожном вокзале стоит и понемногу рушится некогда главный символ этой площади: девушка, которая встречала каждого, кто приезжал в Николаев - "колхозница Катя", как ее ласково назвали сами горожане. Теперь же Катя никому не нужна и у нее фактически нет опекуна (читать - балансодержателя), как выяснили СВІДОК.info. Об этой немного грустной, немного ностальгической истории мы вам расскажем далее.

Об истории создания Кати подлинно ничего неизвестно. Она появилась в советское время, когда в Николаеве было изобилие таких групповых или одиночных типовых садово-парковых скульптурных композиций. Девушки с веслом, девушки с мячом, девушки с венком, девушки с колосом - список этот можно продолжать. Более подробно о женском скульптурном образе в нашем городе можно почитать на сайте "Виртуальный Николаев" в статье Женское лицо городской скульптуры.

От советского наследия в Николаеве остались лишь единичные скульптуры, разрозненные, в различных частях города, которые по каким-либо причинам сохранились. Часть из них находятся на частной территории, как, например, советские скульптурные композиции и единственный товарищ Ленин - на территории бывшей базы отдыха "Коммунаровец", часть, как, например, Катю, попросту забыли. И, скорее всего, ждет ее полное разрушение. 

Катя безмолвно застыла в центре сквера. А на фоне николаевской типичной зимы: слякоти, луж и серости картина выглядит еще более грустно. То ли дело весной, когда деревья в скверике зазеленеют и лавочки наполнятся людьми. Тогда и Кате будет не так одиноко. Похоже, весны она и ждет. Но дождется ли невредимой? Годы берут свое и то, что скульптура долгое время находилась без внимания, тоже отразилось на девушке.

Фундамент скульптуры понемногу обваливается, сама она покрыта множеством мелких и крупных трещин. И есть риск, что в один прекрасный момент душа Катерины не выдержит одиночества, этого тяжкого бремени советской женщины, которая должна и коня на скаку остановить, а потом с этим конем в одной руке, другой еще и избу горящую гасить и упадет, развалится вовсе, и не будет Катюши. И все бы ничего, может не все придадут значения этому советскому пережитку, но главное, чтобы в этот самый момент поблизости никого не находилось, чтобы уставшая от жизни своей и ноши колхозница никого не травмировала. 

На сайте "Виртуальный Николаев" в статье посвященной городской скульптуре Николаева мы находим более подробную информацию о Кате.

Это статуя «Земля и море» или «Край корабелов и хлеборобов», а в народе просто Катя. Бетонная длинноволосая красавица правой рукой опирается на якорь, а левой поддерживает гигантские колосья пшеницы, обогнавшей в росте саму девушку. Стоит Катя (и медленно разрушается, физически распадаясь на части) на площади перед старым железнодорожным вокзалом. Когда-то встречала она гостей города судостроительной славы, а сейчас ждёт момента, когда неторопливые работники ЖКХ снесут её вместе с пьедесталом как опасный для жизни и здоровья горожан объект садово-паркового искусства образца второй половины двадцатого века.

Поговаривают старожилы, что раньше позади Кати светился когда-то огромными буквами анонс: «Вас вітає місто корабелів». Об этом ностальгически вспоминает в материале на сайте "Николаевский базар"  николаевский журналист, депутат городского совета трех созывов и в прошлом заместитель городского головы Юрий Ицковский

В одной руке у нее сноп пшеницы, в другой – стилизованный адмиралтейский якорь. И то, и другое, естественно, бетонное. Выполненная в стилистике  социалистического реализма, «Катя», символизирующая союз рабочего класса и колхозного крестьянства, отстраненно смотрит на раскинувшиеся  перед ее взором торговые ряды киосков, прилавков и лотков, где копошатся «малые и средние бизнесмены», с трудом зарабатывающие своим семьям на пропитание, и не меньшие горемыки – их покупатели, в основном, пенсионеры, привлекаемые сюда славой самого дешевого рынка в городе. В скверике всегда оживленно. Здесь в большую перемену наскоро перекусывают незатейливой снедью студенты железнодорожного техникума и водители маршруток, заодно справляющие под кустами малую нужду, отдыхают бомжи, привлекаемые близостью рынка, устраивают шумные свадьбы бродячие собаки… И мамочки с малышами гуляют здесь же, прикармливая тучи воробьев, голубей и ворон. Все же полгектара зеленых насаждений – другого места для прогулок в окрестностях нет.

Уже в своей статье Юрий Ицковский с опаской подозревает, что скульптура, возможно, бесхозная и это оказалось правдой. СВІДОК.info пытался разобраться, на чьем балансе стоит скульптура и кто за нее ответственен. 

Начальник городского управления культуры Юрий Любаров в комментариях николаевцам, которые озаботились судьбой Кати, отметил, что поскольку скульптура не является памятником архитектуры и истории, то управление культуры не несет за нее ответственность.

Поскольку эта конструкция не является памятником истории или архитектуры, то в списках охраняемых государством объектов ее нет.

Далее мы обратились в администрацию Заводского района. В телефонном режиме нам объяснили, что красавица Катя не стоит у них на балансе и рекомендовали обратиться за помощью в городское управление коммунального имущества. В управлении были крайне удивлены, что вопрос с Катей направили именно к ним, отметив, что не имеют отношения к скульптуре, но заметили, что девушка стоит в парковой зоне, возможно, в управлении экологии департамента ЖКХ знают больше. Как оказалось, нет.

В управлении экологии тоже удивились, что вопрос переадресовали именно к ним. И отметили, что если управление коммунального имущества не осведомлено, есть ли у них на балансе Катя, то, скорее всего, она ничейная. Однако порекомендовали нам все-таки узнать больше в отделе бухгалтерского учета и отчетности, куда мы, естественно, и обратились. На этом отделе круг и замкнулся. Нам сообщили, что подобной информацией, действительно, должны владеть в управлении коммунального  имущества, но обещали точно разобраться, чья именно Катя и есть ли вообще у нее опекун после того, как мы отправим письменный запрос. Мы, конечно, воспользуемся этой возможностью, однако, предвидя результат, скорее всего,  можно заключить, что подозрения Юрия Ицковского правильны и скульптура: «Земля и море», «Край корабелов и хлеборобов», попросту «колхозница Катя» никому не принадлежит, никто за нее не отвечает, да в принципе и она никому ничем не обязана.

Стоит Катя одна-одинешенькая и будущее ее - фата-моргана.

Олег Дорош