Неудобный район. Как живут в забытом николаевском гетто?

Неудобный район. Как живут в забытом николаевском гетто?

Hit them with a lil' ghetto gospel (Порази их небольшой проповедью гетто) ( Tupac Amaru Shakur)

Солнце садится и заливает своими лучами воды Бугского лимана. И если взобраться на вершину одного из холмов прекрасно видно и Морской порт, и многотонные баржи, постоянно курсирующие в акватории. И они совсем рядом, рукой подать. Жизнь идет своим чередом, заканчивается рабочий день и солнечные лучи ложатся на дома, деревья и заливают Попову балку, которая уютно расположилась меж двух холмов. Такая себе вечерняя идиллия. И сразу и не скажешь, что именно этот небольшой по размерам клочок земли - самый криминогенный район в Николаеве. Вышеупомянутая Попова балка и есть пресловутые, печально-известные николаевские "Ялты". 

Попова балка - это историческое название этих мест. Но мало кто из местных жителей его вспомнит. В городской топонимике - самоназвание "Ялты" вытеснило первоначальное именование. Почему район называют "Ялтами" - точно неизвестно, но существует распространенная версия, что домишки, мазанки и хибары тесно, почти впритык, построенные на крутых холмах, создавая впечатление, что нависают друг-над-другом, очень напоминали первым поселенцам Поповой балки ландшафты далекой южно-крымской соседки - города Ялта. Отсюда и пошло название этого потерянного на карте Николаева и выпавшего из его жизни района. Так проще и понятнее - "Ялты".

 Верное ли это предположение, или нет - история не об этом. Председатель ялтинского ОСН Сергей Сидляр организовал журналисту СВІДОК.info небольшую экскурсию районом, рассказал об образе жизни местных, какие существуют проблемы, и показал достижения, к чему стремятся Ялты и что их в ближайшем времени, возможно, ожидает. Сергей Сидляр выполняет в районе роль своеобразного шерифа. Его здесь все знают, он пользуется авторитетом, часто улаживает различные проблемы местных. Но даже такой статус не уберег его от нападения летом минувшего года. Но об этом позже. 

"Gangsta's Paradise. Ромское гетто"

Ялты давно сыскали славу николаевского гетто. Такой себе родственник фавел Рио-де-Жанейро, Нью Йоркского Южного Бронкса или южных гетто Балтимора (интересный факт, что такие неблагополучные районы часто располагаются на юге) Кстати Ялты - это тоже южная часть города.

Мы заезжаем в самое сердце Ялт. Район пронизывают маленькие, тоненькие артерии-улочки: семь Ялтинских и две Сквозные и бессчетное количество проулков. Ограничиваются Ялты улицами Кузнечной (Скороходова), Заводской и 4-Слободской. Хаотичные, полуразваленные дома с разбитыми деревянными заборами, вываливаются на проезжую часть. Хотя есть в Ялтах и богатые дома с пышными воротами, расположены они, как правило, на окраинах. Сердце района - это  халупы или облупленные мазанки. Где деревянные, сгнившие заборы - там живут цыгане, - поясняет Сергей Сидляр.

Рома - основная часть населения Ялт. Большинство из них проживают здесь нелегально. Именно это является главным бичом района. Официально в районе зарегистрировано около 2 тысяч человек. По факту - в облупленных хижинах, в полуподвалах, просто на развалинах, проживают вдвое, а то и втрое больше. В одном цыганском доме могут вместе уживаться более десятка человек. Вот, как например в этом, - показывает Сергей Сидляр. В нем, без окон, и почти без дверей, живет цыганская семья. Дом неоднократно горел. Летом семья торгует старьем: самоварами, чашками, кастрюлями, различными тряпками и вещами. Проще сказать, различным барахлом. Жила в этом доме одно время и цыганская гадалка.

Чаще всего, ромское население Ялт вообще не работает. Большинство из них живут за счет детских пособий (в семье может быть до 10 детей), часть зарабатывает сдавая металлолом, кто-то торгует наркотиками. Частенько ялтинских маленьких цыганчат можно встретить на рынках или переходах, где они просят милостыню.

Основная часть цыганского населения Ялт занимается распространением наркотиков. Это настоящий рай для мелких торговцев марихуаной, так и наркоторговцев посерьезнее. Тут свои "бароны", "дилеры" и свои потребители. Кварталы района поделены на сферы влияния. Кстати зарабатывают наркоторговлей не только цыгане. Уже легендарной среди местных стала история о некой бабе Кате, известной ялтинской "закладчице", которая, как вы догадались, прославилась столь популярным нынче наркодилерством". Только вот в Ялтах так называемые "закладки" появились намного раньше чем в городе. Бабу Катю уже ловили на "горячем", но судя из рассказов местных, ее это ничему не учит.  

Еще один популярный вид "бизнеса" в Ялтах - пункты вторсырья и самогонные точки. Интересный метод переправки металла в Ялтах. Доставить его в ближайшие пункты приема, местным помогает железная дорога, которая пролегает на окраине района. Листы железа грузят на проходящие товарные поезда. И когда поезд проходит напротив условленного места - люди с крыши вагона сбрасывают его вниз. А там уже металл сортируют и доставляют в конечную точку. 

В Ялтах насчитывается около 5 крупных самогонных точек. Самой популярной среди местных, считается самогонка некой Людки. Только делает она, скорее всего, суррогат. За последнее время, от сомнительного "самогона" умерло два человека, - рассказывает Сергей Сидляр. 

Если в городе находятся в розыске преступники, - искать их, скорее всего, надо в  Ялтах. Этот райончик облюбовали беглецы от правосудия. Скрыться от полиции здесь проще простого, учитывая большое количество нелегальных жителей, брошенного жилья и отдаленность от центра города. Таким персонажам в Ялтах есть где схорониться.

С.С.: В Ялтах часто прячутся преступники. Тут может быть все, что угодно. Вот, я помню, читаю в газетах: "Задержали цыган, которые в автобусе ехали и пистолетом пугали людей". Фото этих цыган есть. А я их всех видел у нас в Ялтах. 

Всех рома Сергей Сидляр делит на "своих" и "приезжих". Те, которые "свои", уже давно обитают в Ялтах. Их, местный шериф - контролирует. Такие рома, не смотря на свой зачастую бродяжнический стиль жизни, бедноту - соблюдают закон. Уж если кто, что-то и нарушил, Сергей Сидляр первый об этом узнает и реагирует. Самая большая опасность - это "заезжие гастролеры". Эти уж наверняка либо воры, которые скрываются, различные щупачи, карманники, либо настоящие рецидивисты. Вот только повлиять на них Сергей Сидляр никак не может. 

Сколько в полицию он не обращался - эффект нулевой. Правоохранительные органы просто опасаются заезжать в этот район. Раньше Ялты игнорировала милиция, новая полиция существенно ситуацию не изменила. Даже опорный полицейский пункт, который так помпезно открывали в прошлом году, сейчас не удел. Участковый там почти не появляется. Очень помогает сейчас ялтинскому самоуправлению общественники, которые сейчас и располагаются в этом пункте. 

Полицейские масштабные рейды, которые проводятся изредка в районе, тоже должного эффекта не приносят, - уверен Сергей Сидляр. Как только полицейские появляются на въезде в Ялты, "сарафанное радио" мигом предупреждает все преступные элементы, включая и наркоторговцев. Нелегальные пункты металлолома, самогонные и наркоманские точки мигом закрываются, улицы пустеют. А там уже ищи-свищи, поди задержи кого-нибудь среди узеньких, непролазных троп, которые местные знают как свои пять пальцев. Сергей Сидляр неоднократно просил полицейских делать эти рейды не так пафосно, чтобы преступники не успевали скрыться.

С.С.: Я ваши глаза и уши. Я все знаю, где эти люди живут. Где возможна наркота, где самогон. И я им говорю, вы ко мне придете, и я дам вам конкретные адреса, не надо этого шума. Что они делают. Приезжают, приходят под этот пункт полиции - а это центральный вход в Ялты. Все люди идут мимо, а много и не надо. Один человек прошел, увидел все это и все. Я им и говорю: "Ребята, все, ваш рейд пропал, вас уже заметили". 

Сергей Сидляр

Драки, разбои, грабежи - обычное дело в этом зыбком и преступном районе. Однажды пострадал от рук пьяных цыган и главный ялтинский шериф. Тогда на его друга с женой напали порядка 20 цыган. Сергей Сидляр пытался разборонить дерущихся, но в результате пострадал сам. Избили и его жену, которая пыталась фиксировать происходящее на видео. Полиция побоялась задерживать преступников.

С.С.: Полиция приехала. Три машины. А этих цыган еще хвост виднеется, они толпой уходить начали. А полицейские говорят, что без бронежилетов догонять их не будут. И побоялись. Я им говорю: "Я значит, один вышел противостоял им, женщин бьют, я значит не побоялся, когда их толпа была, а вы не идете...Вы без броников...

Такие истории в Ялтах - не единичны. Например был случай, когда местные слышали, что за железнодорожными путями женщина стонала и просила о помощи. Вызвали тогда еще милицию, но сами ялтинцы опасались туда подойти. В результате милиционеры приехали, но приближаться ближе к месту происшествия не стали и благополучно через некоторое время ретировались.

"А был дом..."

Мы сворачиваем по узенькой улочке и выезжаем неподалеку железных путей с южной стороны Ялт. "Вот эти двое, точно направляются к Людке", - подмечает Сергей Сидляр мужчин одетых в потрепанные куртки. И действительно, чуть дальше у одного из домов мы увидели целую группу людей. Стало быть, ждут своей очереди за самогоном.

Судьбы людей в Ялтах тесно переплетаются с самим районом. Эти души такие же потрепанные, забытые и лишенные опоры. Косятся на ветру, словно расшатанные деревянные заборы вдоль дороги, но держатся, стоят. Упрямые. Эту женщину зовут Светлана. Тут в Ялтах у нее никого нет кроме бродячих псов, которые следуют за ней не отставая ни на шаг. Словно ее ангелы-хранители. Раньше у нее был хороший дом на Водопое. Но в один момент она осталась без крова над головой. Ее историю рассказывает Сергей Сидляр.

С.С.: Цыгане отобрали у нее хороший дом на Водопое. А ее сюда вселили. Дали ей полу-развалины. Обещали ее прописать. И она до сих пор надеется. И она порой говорит: "Вот, Витя-цыган, мне обещал". Но это же все басни. Тут все незаконно.

Этот загадочный Витя-цыган таким же образом лишил жилья не одну Светлану.

А есть развалины от домов, от которых остались лишь стены, но которые хранят истории людей. Их боль. Маленькие жизненные драмы - частички этой большой ялтинской трагедии.

С.С.: Тут жила бабушка. Ее дочка умерла. Сын ее посадил на наркоту. Наркотики и приговорили. Все родственники со временем попали в тюрьму. Эта бабушка пробыла полгода в больнице. Она одна осталась. Я оформил ее в дом престарелых. Завезли ее туда. В первый день она в доме престарелых и умерла. Потом эту землю выкупили...По расписке. Вот так теперь оно все и стоит. А был дом...

"Государство в государстве"

Ялты - настоящее государство в государстве. Здесь существуют свои внутренние правила в противовес общегородским. Самозахват домов и даже целых дорожных проездов - здесь не редкость. Жители Ялт перекрывают целые улочки, чтобы автомобили не могли проехать. Это существенно осложняет работу скорым, пожарным машинам, которые приезжают на вызов. Сергей Сидляр рассказывает, что недавно был случай, когда между импровизированным цементным шлагбаумом и забором застряла карета скорой помощи. Пришлось буквально вытягивать медиков из западни с помощью троса.

Мы подъезжаем к большому акведуку под железной дорогой. Это строение, скорее всего еще начала 20 столетия. Над нами стремительно проносится поезд и разрезает прохладную тишину стремительным стоном. Акведук заполнен различным мусором, неподалеку разбросаны шприцы - тут собираются наркоманы. В середине акведука проносятся сточные воды. Только они не ялтинские. Канализации в Ялтах нет. Ее лишь обещают проложить. Через эти, непонятного предназначения трубы, сюда выводятся незаконные канализационные врезки из самого города. 

Сергей Сидляр останавливается возле новеньких мусорных баков, которых по всем Ялтам поставили совсем недавно в рамках кампании по ликвидации  несанкционированных свалок. Это заслуга Сергея Сидляра и его помощников. Но все равно, не смотря на предпринятые меры, в районе очень много мусора. Те, кто проживает здесь нелегально, отказываются платить за его вывоз. 

С.С.: Мы из-за них не вытягиваем оплату. Они говорят: "Мы тут не прописаны. Мы по прописке платим. 

Даже в выходные в Ялтах не сильно людно. Ребятишки играют в футбол на единственной в районе спортивной площадке, сделанной еще в прошлом году большими усилиями Сергея Сидляра и его активистов. Детвора беззаботна и наслаждается последними, относительно теплыми осенними днями. 

Когда мы начали выяснять, отчего появились эти проблемы. Почему Ялты стали центром преступности, все стало на свои места, когда услышали ответ. Этот район никому не нужен. Он забыт городскими властями, районной администрацией, забыт депутатами, которые с такой помпезностью открывают дворики, детские площадки, скамейки в самом городе. Только не здесь. Это как опухоль в николаевском организме, которую лечить никто не собирается и внимание никто не обращает.

Это катастрофическое количество нелегальных цыган в Ялтах появилось не просто так. Виной стала коррупция в отделах Заводской администрации. Как поговаривают сами местные, нелегальной регистрацией в Ялтинских трущобах занимается бывший председатель ОСН района Татьяна Спиридонова. Во времена, когда она была председателем, Ялты и начали заселять цыгане. И этот процесс продолжается сейчас, - говорят ялтинцы. Татьяна Спиридонова работает начальником отдела санитарной службы в Заводском районе. Чтобы получить справку о регистрации достаточно просто предложить 400 грн. Об этом абсолютно не скрываясь свидетельствуют сами ялтинские цыгане, которые таким образом заселились. 

"Мы ждем перемен"

Все, что есть у Ялт - это нынешний председатель и горстка активистов, которые пытаются улучшить свой район. Благодаря им в прошлом году полностью заасфальтировали 4 Ялтинскую. Остальные важные районные дороги закончат уже в следующем. Теперь Ялты стали хотя бы минимально проездными. Совсем недавно район осветили новыми лед-фонарями. Главные проекты, над которыми сейчас работает Сергей Сидляр и его команда - строительство в центре Ялт сцены, где можно проводить различные мероприятия и организовать летний кинотеатр. И на самом высоком месте создать православный храм. Духовность - очень важный аспект в жизни ялтинцев. И настоящей церкви в своем районе они ждут очень давно. Сейчас рядом с местом, где будет возводится храм, действует перевозная церковь-вагончик, куда ходят молится местные. Еще один из грандиозных проектов, которые задумал Сергей Сидляр - это оснастить Ялты видеокамерами на всех въездах. 

церковь - вагончик
здесь будет сцена

Словом, работы у ялтинского шерифа непочатый край. Надежду в него вселяют местные жители, ради которых он и занимается этой деятельностью. Которые тоже хотят изменить свою жизнь и жизнь своего района. И таких немало, среди неблагополучного ялтинского контингента. Они очень хотят изменить репутацию Ялт, чтобы жители города не боялись гулять в нем, селится и жить. Чтобы Ялты вернулись из общегородского забвения. И они в это искренне верят и продолжают работать во благо своей громады. "Мы ждем перемен", - эту фразу Сергей Сидляр не раз говорил во время нашего путешествия, рассказывая и показывая мне свой район. И посмотрев сколько уже сделано, чтобы изменить ситуацию, мы готовы утверждать: "Они заслужили эти перемены". Только бы это услышали и городские власти...

Солнце уже село за горизонт. Чем ближе к зиме, тем сумерки наступают быстрее. Уже завтра наступит новый день, который принесет новые надежды и веру в будущее. Которое есть.

Олег  Дорош