Старая архитектура умирает. В Николаеве обсудили, как можно спасти исторический центр и стоит ли его спасать

Старая архитектура умирает. В Николаеве обсудили, как можно спасти исторический центр и стоит ли его спасать

В Николаеве обговорили, как решить проблемы старого центра города. В Центральной городской библиотеке имени М.Л. Кропивницкого прошла конференция по вопросу сохранения архитектурного наследия Николаева.

Основные дискуссии завязались вокруг судьбы исторического центра Николаева. Ирина Бондаренко - начальник управления по вопросам культуры и охраны культурного наследия городского совета сообщила, что историческая часть города приходит в упадок. Программы регенерации и реставрации старого центра нет. Ирина Бондаренко полагает все надежды на новый историко-архитектурный опорный план, который уже разрабатывается. 

Ирина Бондаренко

Старый опорный план был утвержден еще в 1995 году. Был период, когда здания уродовали, перестраивали, а потом пытались узаконить незаконно построенное. Этот период нанес большой ущерб городу. Отсюда в Николаеве изуродованные дома, утраченные архитектурные изюминки, - рассказывает Ирина Бондаренко.

И.Б.: Разработка нового историко-архитектурного плана даст нам возможность выработать более четкие планы, что можно делать, а чего нельзя в историко-архитектурной части.

На проблемы потери Николаевом своей идентичности обратил внимание и николаевский активист-архитектор, один из создателей проекта "Архитектура Николаева" Евгений Васюков.

Евгений Васюков

Он рассказал, что происходит с николаевскими историческими зданиями и как этого избежать. Мы теряем не только облик ветхих зданий, а и  фрагменты, элементы города: двери, окна, фрески. Большинство таких элементов сохраняется как раз не в центре города, говорит Евгений, а на периферии. Где у людей меньше возможностей здание перестроить или полностью уничтожить. Что касается решений этой проблемы, то он заметил, что стоит проводить более расширенную информационную кампанию среди населения, а также попробовать совместно финансировать погибающие здания путем софинансирования собственника и городского бюджета.

 Однако другое мнение было у членов архитектурного совета Николаева - членов НСАУ Николаевской области. Они уже давно выступают а возможность застройки исторической части города - говорят, что таким образом у города будет возможность развиваться. А мешает им в этом закон, который запрещает строить в исторической части города.

Николаевский архитектор Владимир Сысоев заметил, что не стоит сохранять нетронутым исторический центр города, а кинуть все усилия на сохранение самых важных архитектурных памятников в Николаеве. Деньги на это он предлагает изымать со специального фонда, который должен быть организован из налогов, которые оплачивают в город собственники недвижимости, когда вводят в эксплуатацию новый объект. 

Владимир Сысоев

В.С.: Нельзя распылять силы на то, чтобы сохранить второстепенные памятники, а надо концентрировать усилия властей создав некий фонд.

Ирина Бондаренко заметила, что без архитектурной среды отдельно стоящие архитектурные памятники не будут иметь никакого значения.

И.Б.: Мы говорим о сохранении исторической среды. Отдельно стоящий памятник вне своей среды утрачивает свое значение. Поставьте тот же Дом офицеров флота рядом с 16-этажкой, то ни 16-этажка от этого не выиграет, ни Дом офицеров флота. Здесь надо говорить о среде исторического центра. О том, где мы можем делать регенерацию, а где можем делать реконструкцию.
 

Дискуссия продолжилось и николаевские архитекторы стояли на своем. Сысоев утверждает, что спасти объекты архитектурного наследия можно лишь на законодательном уровне. Например снять статус памятника архитектурного наследия с некоторых объектов, которые по его мнению являются ценоой фоновой застройкой.

В.С.: Менять крышу можно если это не объект культурного наследия. Если это ценная фоновая застройка, тогда можно говорить о реконструкции. Если объект уже внесен и утвержден в перечне памятников архитектуры то ничего нельзя сделать. Можно стоять в стороне и наблюдать, как он умрет.

В конце-концов, он заметил, что памятником архитектуры может считаться согласно закону здание, построенное известным архитектором, имеющее культурную ценность и определенное историческое значение. И заявил, что например ни одна николаевская "сталинка" не отвечает этому статусу.

В.С.: Ни одна наша "сталинка" не есть проектом известных архитекторов и вообще архитекторов. Это типовые проекты привязанные на местном уровне техниками или кем-то еще.

Архитектор Людмила Догадова, которая, напомним, ранее заявляла о продажности профессии архитекторов  и вовсе громко заявила, что в Николаеве мало выдающихся архитектурных объектов. 

Людмила Догадова

Л.Д.: Я могу еще хуже сказать. Может это кощунственно, но город Николаев - провинциальный город средины 19 в. И в нем очень много  типовой застройки по подобию Санкт Петербурга. Мы не можем сохранять типовую застройку 19 в. под видом ценной архитектурной застройки. Фоновой - да. Есть много зданий, в которых есть три окна, дверь и портик над дверью - это не памятник архитектуры. Это фоновая застройка. Ее надо сохранять, но пытаясь развивать город и идти в будущее. С городом нужно сделать что-то интересное с архитектурной точки зрения. 

На что Ирина Бондаренко заметила, что строить новые здания и развивать город можно и на периферии, не обязательно для этого вторгаться в историческую часть города.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Українське товариство охорони памʼяток закликає мера Сєнкевича зберегти старий Миколаїв

«Архитектор - профессия продажная?» - николаевцы обсудили, почему в городе уничтожаются памятники архитектуры

«У нас есть шанс сохранить особый дух Николаева», - николаевцев призвали беречь историческую архитектуру города

Вследствие «реставрации» в Николаеве изуродовали очередное историческое здание

В Николаеве в очередной раз изуродовали исторический дом

Николаев продолжает терять свой исторический облик