В Николаеве Центральный районный суд поставил точку в деле касательно увольнения из академического художественного русского драматического театра вдовы экс-директора учреждения Николая Кравченко.
Соответствующее решение опубликовано в судебном реестре Украины.
Указывается, что еще в апреле 2018 года женщина обратилась с иском в суд с целью признать незаконным приказ об увольнении, восстановлении ее на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула. Стоит отметить, что она была уволена с должности заместителя директора-художественного руководителя театра в связи с сокращением штата работников и отказом от перевода на другую предлагаемую ей работу. Примечательно, что, согласно приказа, сокращалась лишь одна штатная единица, а именно должность, которую занимал истец.
Отметим, что в декабре в штатное расписание театре была введена должность коммерческого директора.
«Очевидно, это противоречит приказу управления культуры от 07.12.2017 года № 199 по оптимизации объемов расходов и упорядочиванию штатной численности работников бюджетных учреждений, на которое ссылался директор театра во время ее освобождения. То есть, фактически никаких изменений в организации производства и труда, которые сопровождались сокращением численности или штата работников, не произошло», - идет речь в сообщении.
Письмом от 29.12.2017 года женщине были предложены вакантные должности: начальника машинно-декоративного цеха, артиста 1,2 категории, оператора газовой котельной, уборщика служебных помещений. Но по результатам ознакомления с предоставленным письмом, она была вынуждена отказаться, так как предложенные вакансии не соответствовали степени ее образования, специальности и состоянию здоровья – она имела 2-ю группу инвалидности.
«Ст. 42 КЗоТ Украины при сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда, преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой квалификацией и производительностью труда», - отмечается в документе.
Истец также отмечает, что при равных условиях производительности труда и квалификации предпочтение при сокращении отдается работникам с длительным непрерывным стажем работы на данном предприятии. При увольнении так и не были учтенные предписания данной статьи, поскольку ее стаж в театре составлял 23 года. В иске также было указано, что освобождение должности имело место в результате систематических, плановых действий директора театра.
«02.08.2017 года был объявлен выговор за невыполнение приказа от 04.07.2017 года и отсутствие письменного отчета. 13.09.2017 года, без получения объяснений, был издан приказ № 73-х «О привлечении к дисциплинарной ответственности». Согласие профсоюзного комитета на вывод штатной единицы заместителя директора-художественного руководителя театра было получено на втором заседании без большинства ее членов от общего состава», - идет речь в решении.
Слушание дела состоялось 11 мая 2018 года, на котором, по ходатайству адвоката истца, был затребован ряд документов у руководства театра. Подготовительное судебное заседание было отложено на 22.05.2018 года.
В день подготовительного заседания от адвоката ответчика поступило ходатайство о переносе судебного заседания с целью изучения материалов. Суд перенес заседание почти на месяц на 20.05.2018.
К слову, фактически первое заседание состоялось лишь 21.05.2019: периодически слушания переносили из-за отпуска адвоката и судьи, болезни представителя ответчика и загруженности судьи по делу и т.д.
После длительного перерыва адвокаты истца отметили, что в новой структуре театра, по сравнению со старой, количество штатных должностей осталась неизменной-148 штатных единиц. В структурном подразделении «Административно-руководящий персонал», количество штатных единиц увеличилось с 17 должностей на 19 должностей. Также примечательно, что должность коммерческого директора, не предусмотрена примерными штатными расписаниями, на которые ссылался директор театра. К тому же, должность коммерческого директора по должностной инструкции фактически соответствовала тем правам и обязанностям, которые входили в должности заместителя директора - художественного руководителя. Напомним, что данную должность ранее занимал истец.
Также истцу при освобождении должности не предлагались все имеющиеся свободные вакансии, в частности, деловода. Администрация театра также не учла решение профкома, о несогласии увольнения истца.
Однако в судебном заседании представители театра отрицали указанные обвинения и утверждали, что все проведено в рамках законодательства: истца о увольнении предупредили заранее, предложили имеющиеся вакансии и т.д.
К слову, в процессе заседания суд также установил следующее: новое штатное расписание театра предусматривало освобождение одной из должностей заместителя-директора художественного руководителя, и введение, также, должности, юрисконсульта и т.д.
Отмечается, что 19.01.2018 года Управлением культуры утверждено штатное расписание театра, который вводится с 01.01.2018 года, согласно которому: административно-руководящий персонал театра состоит из 19 единиц, и в графе 5 содержится должность заместителя директора-художественного руководителя, и отсутствует должность юриста, имеющаяся должность делопроизводителя. Общий штат сотрудников составляет 148 единиц. К тому же истцу не предложена вакансия деловода и мастера сцены.
В итоге, после рассмотрения всех материалов судом было принято решение, о удовлетворении иска вдовы Кравченко к Николаевскому академическому художественному русскому драматическому театру о признании незаконным и отмене приказа об увольнении и восстановлении на работе. В частности, решением суда отменяется приказ о увольнении истца. Восстановить в должности заместителя директора-художественного руководителя Николаевского академического художественного русского драматического театра с 28 февраля 2018 года.
Также предусмотрено взыскание с театра среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 1 марта 2018 года по 31 марта 2019 в размере 99 454,50 грн. без учета налогов, сборов и обязательных платежей, а также судебный сбор в сумме 3593,82 грн.