Почти два года назад на базе КП «Центр защиты животных» в Николаеве открылся знаковый для многих «Пункт стерилизации». Появление подобного коммунального объекта де-юре означало взятие ответственности за одну из болезненных городских проблем – бродячих собак, однако де-факто экс-руководство лишь успело «погрязнуть» в многочисленных скандалах. Что только не вменяли директору предприятия Виктору Полищуку: от прекращения работ по регистрации животных до срыва программы по стерилизации и внедрения схемы откачки бюджетных средств. Однако наиболее весомое обвинение в сторону предприятия заключалось в массовом уничтожении бродячих животных, причинами которого стал недостаточный санитарный уход за воспитанниками коммунального предприятия. И вот когда, казалось бы, николаевцы совершенно разочаровались в идее Центра защиты животных, в ходе проведенного конкурса в сентябре текущего года кресло руководителя занимает ярая защитница братьев наших меньших Людмила Ткач. Данная кандидатура сразу же вызвала небывалую критику у сторонников усыпления, ведь новый директор активно выступает за гуманное отношение к животным, а проблему бродячих собак предлагает решать исключительно цивилизованными способами.
Что же сегодня представляет из себя скандальное КП, какая боль таится в глазах бездомышей и как избежать утопления города в крови – во всем этом разбирался СВИДОК.infо.
Пункт «Центра защиты животных» находится в достаточно отдаленном районе города – на ул.Коминтернов, 36, где когда-то располагалось мазутохранилище. Пока добираемся до места, Людмила Ткач успевает рассказать о результатах первого месяца работы. Как оказалось, с приходом нового директора, предприятие шаг за шагом начинает менять философию – из места исключительно проведения стерилизации и передержки животных оно начинает превращаться в центр реабилитации с сохранением всех функций предприятия: отловом, стерилизацией, вакцинацией, а также определением собак. По словам директора, только за последний месяц удалось найти дома для более чем 15 животных. И все это – без какой-либо дополнительной информационной кампании, с помощью одного лишь «сарафанного радио». Для того, чтобы активно продолжать работу в данном направлении, необходимы дополнительные вольеры для возможности передержки большего количества животных – соответствующий проект в ближайшее время будет предложен Департаменту ЖКХ. Кроме того, на подготовительной стадии находятся документы на переведение работы КП в режим «24/7», что позволит оказывать ветеринарную помощь пострадавшим животным в независимости от времени суток. Не перестает директор мечтать и о создании своего PR-отдела, специалисты которого могли бы направить все силы на поиск хозяев для здешних питомцев.
Слово за слово, и мы оказываемся на территории КП - на сегодняшний день здесь обитает 138 питомцев, из 144 вольеров пустыми остаются лишь несколько. Но обо всем по порядку.
Вера, Надежда и Любовь послеоперационного отделения
Свое знакомство с предприятием мы начинаем с помещения, куда животные попадают после проведения стерилизации. Взгляд сразу притягивают шесть пар маленьких глаз: Вера, Надежда, Любовь, - именно так назвали приблудышей. Щенят заметили жители района – оставаться здесь они будут как минимум еще несколько месяцев, ведь, если они окажутся на улице раньше, вполне могут стать жертвами более взрослых особей. А рисковать здесь не привыкли.
Рядом в «переноске» ожидает новенькая – совсем скоро ей предстоит операция по стерилизации, после чего животное вернется к кураторам – людям, взявшим за него ответственность. Как правило, это жители домов, опекающие дворовых собак, либо сотрудники предприятий, приютившие животных для охраны территории. Чтобы избежать появления потомства, их привозят в Центр, специалисты которого вот уже второй год проводят подобные операции на базе предприятия.
В соседней клетке вальяжно разлегся Бим, а совсем недавно он едва мог шевелиться, издавая лишь ужасный хрип и непрекращающийся кашель - у пса была обнаружена опухоль глотки. Бравый парень, как его называет и.о.главврача Екатерина, уже прошел три курса химиотерапии и в настоящее время чувствует себя значительно лучше. Кстати, со всеми необходимыми анализами и определением диагноза помогают специалисты ветклиники «Талисман», куда работники центра привозят поступивших подопечных. На территории КП нет соответствующей лаборатории, поэтому максимум, что могут сделать специалисты - установить предварительный диагноз и, конечно, провести назначенную терапию: поставить капельницы, сделать уколы, измерить температуру. Что же до Бима, то ему предстоит еще несколько курсов химии и собаку можно возвращать в естественную среду.
Историю о спасении своего соседа с интересом слушает Персик – этот подкидыш, похоже, тут самый главный.
Вместе с ним сейчас живут еще трое одногодок и все, как один, с необыкновенными именами: Люся, Зайка и Мацеста.
Интересно, знает ли Мацеста, что получила свое имя от храброй девушки, которая ценой своей жизни спасла любимых родителей от смертельной болезни, вступив в неравную схватку со злым духом пещеры? Наверняка, нет. Тем не менее, «огненной реке» (Мацеста, - «огненная река» с убыхского языка) еще предстоит многое сделать. Ведь, выйдя отсюда, щенок непременно расскажет, что в городе существует место, где двуногие не просто лечат, но и спасают животных. В любом случае, эта смелая четверка будет находиться здесь до тех пор, пока не обретет хозяина либо пока щенята не окрепнут окончательно.
Клетка рядом с малышами пустует. Здесь ждут возвращения из ветклиники Белки - еще одной подопечной Центра, которая уехала на очередную химиотерапию.
Девятилетний «дед» из соседней камеры больше напоминает героя мультипликационного фильма Эдуарда Назарова «Жил-был пес». Видавший виды взгляд и абсолютная апатия к происходящему: старый волк был готов свести счеты с жизнью, если бы не вмешательство пса. У этого персонажа судьба куда печальнее - гормональный сбой сильно ударил по здоровью собаки, да и возраст дает свое. Питомец практически не кушает, а на посетителей реагирует едва заметным поворотом головы. Тем не менее, сотрудники центра не сдаются, продолжая кропотливое лечение, а настойчивая бабушка, единственный посетитель, не перестает баловать «старика» кашками и другими гостинцами.
- Это Танюха, ее нашли в подъезде. Она очень артистичная, вот мы и назвали ее в честь нашего ловца Татьяны, - рассказывает об очередном постояльце Катерина.
Девочка, действительно, оказалась со способностями. Чего только стоит эта гуттаперчевая мордочка, способная в доли секунды продемонстрировать множество выражений: от заинтересованности до откровенного безразличия.
А вот этому юнцу только вчера наложили гипс на пострадавшую лапу. Сейчас он все еще хромает, но врач заверила, что частые прогулки подействуют не хуже чудодейственных лекарств. Пока же мне разрешили придумать ему кличку, и я, недолго думая, нарекла его Бобом, хотя сотрудники настаивали на «Александре». Быть может, они и правы – ведь только «победитель» мог так быстро встать на лапу после перенесенной аварии. Но гулять, пусть не с Губкой, так с Сашей, для его скорейшего восстановления все же придется. В выходные, когда работают лишь несколько сотрудников, это представляет определенные трудности. Зато в будние с прогулками животных намного проще – смена состоит из 12-13 человек, так что возможность посещения прогулочной площадки растет в геометрической прогрессии.
Рядом с Александром расположился еще один пострадавший, однако в отличие от него пес получил от своих же – несчастный попал под «раздачу» в районе ул.Коминтерна, где на территории предприятий живет большое количество бездомных собак.
Прежде, чем покинуть послеоперационное отделение, проходим клетку молодой мамочки с жадно сосущими молоко щенками, одинокого пса с венерической саркомой, и еще нескольких собак с не менее трагичной судьбой.
О смерти подопечных здесь стараются не говорить – каждый уход воспринимается болезненно. Но об одном постояльце Катерина все же вспоминает:
- Я всех люблю. Но был у нас один старенький кобелек – мы его называли мишка Барни, целовальником был страшным. Мы ему даже кличку дали: «мама». Вот так, бывает, придем к нему – пообниматься просто. В субботу он умер…просто ушел – лег и умер. Это очень тяжело. В такие моменты я просто стараюсь куда-то исчезнуть, не показывать этого.
Зачем нужно чипирование и кем работает Георгий?
Мы же отправляемся в святая-святых – операционную, позволяющую стерилизовать до 15 собак в день. Кабинет оборудован всем необходимым: помимо специальных столов здесь есть бактерицидные лампы, сухожарочный шкаф для обработки инструмента и электрохирургический скальпель.
На предприятии предусмотрена еще одна операционная, однако вследствие отсутствия персонала, в настоящее время она скорее используется как послеоперационная. Здесь, под камином, отходит от стерилизации очередной четвероногий пациент.
В кабинете врача нас ждет встреча с Георгием. «Завскладом», охраняющий коробки с лекарствами, пользуется заметной прерогативой среди персонала, ведь он единственный представитель семейства усатых на территории КП.
А пока Жора деловито просматривает поступивший товар, Катерина раскрыла нам секреты чипирования, которое позволяет ввести информацию о собаке и его хозяине в единую базу данных путем внедрения под холку микрочипа размером с рисовое зернышко.
Делается это единственный раз за всю жизнь животного, зато в случае его потери идентификационной код помогает с легкостью найти хозяина. Кроме того, микрочип служит своеобразным электронным паспортом, что позволяет вывозить питомца за границу.
Карантинное отделение – вокзал ожидания с дырявыми «вагонами»
Карантинное отделение – первичное место пребывания собаки после ее поступления на территорию предприятия. Здесь поведение животного изучает кинолог, а врач проверяет анализы, чтобы назначить в случае необходимости дополнительное лечение перед проведением стерилизации.
Наружные вольеры заметно уступают тем, что находятся в послеоперационной. По словам Людмилы Ткач, они абсолютно не предназначены для зимнего периода, когда собака нуждается в дополнительном тепле. Так, через дыры в стенах, не несущие никакого функционального значения, сюда с легкостью попадает снег с дождем. Ответить на вопрос, кто же ответственен за эту «бессмыслицу» директор так и не смогла. Тем не менее, до холодов вопрос с утеплением вольеров будет закрыт – необходимые материалы уже закуплены. Кроме того, на сегодняшний день выделено финансирование на изготовление просторных будок из более толстого материала, что позволит их постояльцам чувствовать себя комфортнее в зимний период.
Неуемная тетя Роза и семейство плотников: истории питомцев «передержки» и изолятора
Передержка – буфер между прооперированными, но еще не привитыми от бешенства животными. Здесь находятся куда более колоритные персонажи, ведь многие из них уже успели отойти от болезненной процедуры и привыкнуть к здешнему быту с регулярным кормлением и не менее регулярными прогулками. Например, кличка этого постояльца Плотник - пес прославился уничтожением не одной будки. Не спешите думать, что он раскаивается - на кону стоит третий «домик», угол которого уже заметно искусан.
В отличие от Плотника пожилой Мишка выглядит намного порядочнее. Возможно, вскоре он станет хорошим охранником для супружеской пары - на этой неделе его ожидает вторая встреча с потенциальными хозяевами.
А это черно-белое счастье местные называют не иначе, как Скалолазом, хотя куда больше ему подойдет кличка Фокусник. Ведь ночью здесь происходят настоящее волшебство: накрепко привинченные с вечера таблички с наружной стороны вольера бесследно исчезают на утро. Чудеса, да и только, учитывая высоту крепления.
Знакомьтесь, тетя Роза – удивительная собака, результат неуемного аппетита которой местные жители приняли за беременность. «Интересное положение», конечно, не подтвердилось, зато обнаружилась опасность болезни сердца из-за излишнего веса. Вот и вынуждена тетя Роза страдать, ведь питаться в привычных объемах не позволяет диета.
А вот эту красотку зовут Айва - еще одна любительница «поесть от пуза». Брошенка — любимица местного фельдшера, но сотрудники не перестают подыскивать ей хозяина.
У каждого жителя здесь своя история. От тривиальной до затрагивающей струны самой безразличной души...
Но особенно трагичны они у собак, которые оказались ненужными в домах, где когда-то их любили. Как, например, этот белоснежный Кузьмич из изолятора — представитель одной из самых древних пород на Земле.
Говорят, что в алабае воедино смешались черты боевых месопотамских, пастушеских и древних собак Тибета. Тем сильнее осознается судьба Кузьмича, ведь мудрый пес как никто хранит верность своему хозяину и до последнего вздоха защищает свой дом и семью. Этого же героя ловцы предприятия обнаружили просто выброшенным на улицу.
В соседней клетке изолятора находится еще один местный плотник, однако, в отличие от единомышленника из «передержки», специализируется он на половых досках. Вот и в этот раз мы застали его за привычным занятием – старался так, что аж морду стесал.
Через клетку от алабая сидит Кузя – подружка той же породы. Несмотря на разницу в возрасте, у обоих питомцев невероятно мудрые глаза, за которыми скрыта ничем не прикрытая грусть.
А вот эту малышку выгнали с дач. Но вовсе не потому, что она представляла угрозу для местных или не справлялась с охраной. Все куда более цинично – собака оказалась любителем витаминов. За пристрастие к картошке и кабачкам друга семьи выставили на улицу.
«Давайте начинать становиться цивилизованными…»
После знакомства с не одним десятком совершенно разных четвероногих жителей предприятия, становится ясно одно - все они нуждаются в любви. Да, есть счастливчики, которые вернутся к своим кураторам, но вот такие, как Плотник, Айва, Кузя, Мишка, Кузьмич, Скалолаз или Бим, к сожалению, либо были оставлены хозяевами, либо просто не знали их с рождения. И если раньше эти «брошенки», как их называют местные, просто возвращались на улицы города после проведения всех необходимых медицинских процедур, то теперь политика предприятия меняется в более гуманную сторону. На сегодняшний день силы работников КП направлены на скорейший поиск хозяев для воспитанников учреждения. Однако с подобной политикой не ровен час, когда остро встанет вопрос приобретения дополнительных вольеров, ведь поиск хозяина — задача не одного дня, а количество бродячих собак на улицах продолжает лишь увеличиваться. По словам директора, в настоящее время проходят переговоры с Департаментом ЖКХ на финансирование этих объектов. Кроме того, на следующей неделе начнется строительство дополнительной площадки для выгула собак, что позволит питомцам меньше времени проводить в своих тюрьмах.
- Мы много говорим, что в стране что-то нужно менять, становиться цивилизованными, ну так давайте начнем с чего-то. Давайте покажем, что мы цивилизованные. Я хочу кардинально поменять КП, но нам нужно немножко больше времени для того, чтобы заняться судьбой каждой собаки, чтобы найти ей хозяина. Я против убийства, потому что эту проблему можно решить по-другому. Ведь у нас растут дети, и если мы на глазах у них будем просто убивать наших животных, какими они вырастут? Да, мы можем утопить город в крови, но каким он будет завтра? Я знала, куда иду. Я знала, что будет тяжело. Мне не хочется подвести город, жителей, сотрудников и ни одного из моих питомцев, - не сдается Людмила Ткач.
Впереди – строительство городского приюта на базе коммунального предприятия, открытие ветклиники с доступной ценовой политикой, а также создание на территории КП кинологической площадки. Все это поможет приносить дополнительную прибыль предприятию, а главное – помогать «Центру защиты животных» становиться для питомцев настоящим домом, а не серой тюрьмой. Именно таким видит работу новый директор, уверенная, что людям хоть иногда не мешало бы вспоминать о чувстве ответственности, данном лишь человеку.