Тайна генерала Брицмана. Краеведы не могут разгадать загадку таинственного николаевского монумента
4 Бер, 12:45
История Николаева с самого начала основания города была овеяна загадками и легендами. Белые пятна в летописи прослеживаются начиная с разнообразных версий даты его основания и заканчивая легендами про загадочные катакомбы, легендарную золотую карету или же Девичий монастырь неподалеку от Витовки. Подобных тайн город при устье Ингула и Буга таит в себе очень много. Многие артефакты уже утеряны и подтверждение загадкам истории найти практически невозможно. Но они будут продолжать будоражить умы николаевцев, которые пытаются их разгадать и по ныне.
Про один из таких интересных объектов пойдет речь далее. Это таинственный памятник казачьему генералу Брицману в районе современных Лесков. Сведения о его существовании ограничены указаниями на старинных картах Николаева начиная 1880 по 1910 г.г. и небольшим упоминанием опубликованными в Ежегодном телефонном справочнике "Николаев-97" николаевским краеведом и автором многочисленных историко-краеведческих публикаций Натальей Кухар-Онышко.
В 1880-е г.г. Морским ведомством на Дальних Лесках был поставлен памятный знак казачьему генералу Брицману. Памятник представлял собой невысокую колонну, увенчанную шаром. Судьба неизвестна.
В комментарии нашему изданию Наталья Кухар-Онышко сообщила, что больше никаких сведений ни про генерала Брицмана, ни про памятник в николаевском архиве ей обнаружить не удалось. Правда рассказала, что в архивных фондах должна быть в единственном экземпляре фотография этого монумента. После поисков в архиве, корреспонденты СВIДОК.info ее не нашли да и сами сотрудники архива ранее не слышали про Брицмана ровным счетом ничего. Как выглядел памятник на самом деле остается только гадать. Наталья Кухар-Онышко не утверждает, надгробие это или же просто памятный знак. Но она уверенна, что этот монумент точно связан с военными. На это указывает тот факт, что в период Крымской войны в районе Лесковской косы существовали военные казармы, строения и укрепления. Это наталкивает на то, что такой человек, как генерал Брицман, мог быть в этом районе.
Однако не все краеведы придерживаются такого мнения. Начальник управления по вопросам культуры и охраны культурного наследия Николаевского городского совета Юрий Любаров уверен, что памятник генералу Брицману ни что иное, как выдумка, да и фотографии его на самом деле никакой не существует. По-мнению Юрия Любарова этот непонятный знак, мог быть солдатской шуткой.
Ю.Л.: Уверен, что это не памятник могильный и не кенотаф. Какой-то знак, а история его может быть абсолютно неожиданная. Вплоть до какой-то шутки того времени, которую солдаты придумали. К примеру - в этом месте некий генерал их заставил выполнять учения сложные и в отместку ему, они нацарапали на гранитном столбе его имя. Все что угодно может быть.
Известный николаевский краевед Владимир Щукин считает, что это действительно может быть надгробным памятником. Историк предположил, что скорее всего Брицман был немцем.
В.Щ.: Возьму на себя смелость предположить, что появление могилы могло быть связано с боевыми действиями 1837 г.. когда русская армия двигалась к Очакову и имела стычки с турками и татарами по берегам Буга. В армии тогда служило много немцев и даже командовал немец-генерал-фельдмаршал Миних. Немецкие наемники служили по всей Европе и особо активно в России времен императрицы Анны Иоанновны.
Почему про генерала Брицмана нет абсолютно никаких упоминаний в истории, Владимир Щукин объясняет, что на то время в российской армии было довольно много подобных генералов. И на самом деле Брицман мог оказаться не такой уж и заметной фигурой. В дальнейшем памятник мог оказаться на чьей-то земле, так, как в то время Лески застраивались дачами, и памятник могли уничтожить.
Есть еще одна версия, кто же все таки покоился в Лесках. Некоторые утверждают, что фамилию генерала исказили и была допущена ошибка в одной букве: вместо фамилии БриГман, появился БриЦман. Такой человек был - генерал от артиллерии Бригман фон Григорий Петрович. И он действительно служил в российской армии. Сведений про Григория фон Бригмана тоже немного, известно, что родился он в 1740 году. Командовал Крымским корпусом в отсутствии Суворова. 28 января 1771 он был удостоен ордена Святого Георгия ІV класса.
- полковник артиллерии (ранг бригадира армии) (в 1781)
- генерал-майор с 02.10.1781
- генерал-поручик с 25.03.1791
- генерал от артиллерии с 27.12.1792
- генерал-лейтенант с 24.11.1796
Теоретически Бригман фон Григорий Петрович мог пребывать в составе военного гарнизона в наших краях. Но действительно ли он закончил здесь свой жизненный путь - неизвестно.
В редакцию СВIДОК.info обратился николаевский антиквар и любитель истории Николаева, житель Лесков Вячеслав Поярков, который тоже долгое время занимался поисками каких-то сведений про таинственный памятник. Углубившись в эту тему, он предложил свою версию: совершенно неожиданную и еще более загадочную чем сам монумент.
Вячеслав рассказывает нам, что его заинтересовало почему нигде нет упоминания про этот памятник. Лишь скудные сведения и обозначения на карте.
В.П.: Я нигде не встречал упоминания. Я видел очень много разных документов. Памятник Брицману - закрытый. Упоминание только на картах.
Во-первых, Вячеслав сомневается в том, что Бригман из-за допущенной ошибки стал Брицманом.
В.П.: Бригман - человек известный. Зачем ставить памятник такому известному человеку в болотистой местности? История города говорит о том, что свое развитие город получил в 1890 году. Тот факт, что здесь установлен памятник целому генералу, должен был потом активно раскручиваться. Но нет. Никаких сведений нет.
Более того, он уверен, что покоящийся там человек не немец по национальности, а имеет отношение к евреям. Он высказал мнение, что памятник более позднего периода. А в 1880 году Морское ведомство лишь официально взяло его на учет. На удивительную версию его натолкнуло упоминание из гербарной коллекции Николаевского областного краеведческого музея. Вячеслав пришел к выводам, что памятный знак в Лесках был установлен вовсе не немецкому генералу Брицману, а неизвестному еврейскому религиозному деятелю. Возможно, даже сыну раввина.
В.П.: Нашел еще одно упоминание о памятнике, но уже не на карте. Цитирую дословно: «Исходя из наличия гербарных листов в николаевском областном краеведческом музее, можно сказать, что в 1905-1907гг произростали возле памятника Брицману (в Лесках) – купена широколистная». Слово генерал отсутствует. Тогда я обратил внимание на необычную фамилию – Брицман. Еврейская или немецкая? Решил узнать ее происхождение. То, что я увидел на экране монитора, привело меня в замешательство: Брицман расшифровывается, как «сын раввина Якова Цви». Ещё одна догадка осенила меня: «купена широколистная». Я с детства знаю одно из ее названий – «Соломонова печать». И она произрастает возле памятника Брицману. Получается, что памятник сыну раввина Якова Цви окружен (запечатан) Соломоновой печатью. Неприглядное место для памятника, отсутствие информации о Брицмане – все стало понятнее. В те времена, когда появилась первая надпись на карте, были серьезные гонения на иудеев, которые продолжились и в советское время. Может быть, сыны Израилевы купили (в те времена, как и в эти деньги играли большую роль) себе неприглядное место и сделали святыню? Возможно, именно там и лежит сын раввина Якова Цви?
В подтверждение своей теории Вячеслав Поярков утверждает, что фамилия "Брицман" не была распространена. Она встречается преимущественно в Европе, но на территории Николаева, Херсона и ближайших областей человека с такой фамилией не было.
Гадательно и современное место, где располагался памятник. Из-за того, что прибрежная часть Лесковской косы со временем потерпела большие изменения, определить точное место где он находился - нелегко. Сейчас там, предположительно, пустырь на территории Черноморского судостроительного завода.
Был ли это генерал Брицман или Бригман, или же загадочный сын раввина, да и вообще существовала ли такая личность, и бывал ли этот человек в Николаеве - остается загадкой. История не сохранила изображения памятника и каких-либо расширенных сведений. Купена широколистная, которая росла в Николаеве лишь в этом месте, смогла скрыть эту тайну на века. Вот только разгадка может таится совсем рядом, просто ее время еще не настало.
Олег Дорош