«Коробочники»: стоит ли доверять уличным волонтерам?

«Коробочники»: стоит ли доверять уличным волонтерам?

Больные дети — тема, требующая особого внимания со стороны взрослых. И в то время, когда одни безразлично проходят мимо, другие смело могут лишить собственное чадо новой игрушки ради помощи чужому ребенку. К сожалению, подобным состраданием все чаще стали пользоваться мошенники. Особенно остро проблема стоит с так называемыми «коробочниками» - волонтерами, собирающими пожертвования в боксы. Обыкновенно их можно увидеть в местах большого скопления людей — там и «жертву» найти легче, и окружающий шум избавит от лишних вопросов бдительных граждан. Корреспонденты СВIДОК.info попытались разобраться, насколько можно доверять таким волонтерам и действительно ли собранные средства доходят до маленьких адресатов.

ПЕРЕНОСНЫЕ БОКСЫ - ЩЕДРАЯ ОПЛАТА ЗА БЕСПЛАТНЫЙ ТРУД?

Как известно, украинское законодательство определяет волонтера как человека, который безвозмездной работой стремится внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов: «Волонтерами люди становятся добровольно, осознавая необходимость помощи определенным слоям населения, работая на благо общественности, причем, мотивом является не денежная награда, а желание помочь».

Однако, как показало небольшое расследование, «безвозмездная» работа в украинских реалиях оплачивается достаточно щедро. Совсем недавно на наших улицах, в частности, на пересечении пр.Центрального и Садовой (на светофорах), возле супермаркета «Гиппо» на ул.Шоссейной, возле магазинов «АТБ» по пр.Центральному и в районе рынка «Колос» можно было встретить волонтеров-коробочников, собирающих средства на лечение детей. Одновременно с этим в разделе «Николаев» на всеукраинских сайтах поиска работы были размещены объявления о наборе сотрудников, правда, напоминали они классический пост о наборе «мерчендайзеров»: «требуются волонтеры для проведения акций в местах скопления людей: торговых центрах, перекрестках, жилых домах, парках. Оплата щедрая — 90-160 грн. в день, 4 выхода в неделю по 5 часов, в удобное время». Требования к претендентам достаточно незамысловаты — на момент трудоустройства кандидат должен достигать 16-летнего возраста, иметь презентабельный внешний вид и главное — желание помогать детям. К сожалению, во время подготовки материала, страницы с вакансиями уже были удалены рекламодателями. Тем не менее, нам удалось зафиксировать подобные объявления в других городах Украины. К примеру, позвонив в Черкассы по предложению, размещенном на olx.ua, нам удалось узнать некоторые подробности. Так, за час «волонтерства» в местах массового скопления людей с коробкой в руках можно заработать 15 грн. Никаких тебе дополнительных процентов от собранной суммы и премий за качественный промоушн. Кроме того, организатор сообщила о необходимости предварительного собеседования и составления договора. Что касается подтверждающих документов, то, по словам девушки, все они выдаются, вплоть до контактов врача. Обнадеживает.

Рекламодатель из Днепра оказался не столь креативным и назвал объявление достаточно тривиально: «работа для студентов и школьников». Дозвониться по указанному номеру в региональное представительство благотворительного фонда «Бенефициум» так и не удалось, зато трубку сняли в головном офисе, который находится в Запорожье. Девушка подтвердила, что на сегодняшний день фонд остро нуждается в волонтерах. Что касается «цены вопроса», то оплата варьируется от 17 до 20 грн в час. При этом, по словам собеседницы, зарплата зависит не от собранных средств, а от того, насколько «промоутер сможет доносить информацию о ребенке до людей». Назвала сотрудник и предполагаемые места работы: супермаркеты «АТБ», «Сильпо», фрешмаркеты «Брусничка». Правда, в «Бенефициуме» много не заработаешь. Как оказалось, «волонтерить» придется исключительно по понедельникам до 4 часов в день. Самостоятельному выходу «в поле» предшествует стажировка с более опытным сотрудником фонда, после чего, в случае согласия, также предполагается заключение договора.

Днепр, кстати, оказался самым «рыбным» городом. Так, наш собеседник по имени Платон пообещал, что оплата «коробочника» будет зависеть исключительно от промоутера, который сам волен решать, когда и сколько времени работать. Полная свобода действий: хочешь - раз в неделю, хочешь - в режиме 24/7, но минимум 4 часа. К чему подобное трудолюбие? Все просто - волонтер получает от 30 до 40% от собранных средств. В среднем, по словам работодателя, доход может достигать 1000 грн. с точки. Что касается документов на ребенка, то собеседник пообещал предоставить все необходимое, сообщив, что «сбор происходит на реабилитацию ребенка с ДЦП, в дальнейшем потребуется сбор на лекарства, а позже будут дети с онкологией». Так что работы - непочатый край.

 

 

 

 

 

 

Аналогичные вакансии с похожими требованиями к кандидатам открыты еще в нескольких городах и размещены на топовых сайтах поиска работы. Как видим, за день любой желающий от школьника до 40 лет может «помочь» ребенку в среднем за 100-400 грн. в день недурно, правда?

Справедливости ради стоит отметить, что украинское законодательство не запрещает сбор пожертвований посредством переносных боксов. Тем не менее, многие зарекомендовавшие себя фонды стараются не применять подобной практики на регулярной основе. Во-первых, потому что таким способом собрать на дорогостоящие лекарства и операции просто невозможно, а, во-вторых, волонтеры, как правило, заняты непосредственно самими пациентами, либо административными обязанностями, а оплата промоутеров просто не предусмотрена уставом организации. В вышеуказанных случаях, когда работа волонтеров имеет фиксированную оплату, возникает резонный вопрос — можно ли назвать подобную помощь благотворительностью? Безусловно, сбор средств за счет уличных волонтеров — это еще один шанс финансирования фонда и, соответственно, его подопечных, но, по сути, волонтеры в этом случае выступают обыкновенными наемными работниками: промоутерами, рекламщиками. Тем не менее, подобная практика применяется и вырученные средства, действительно, доходят до маленьких пациентов, но уже в несколько меньших суммах.

ДОВЕРИЕ К ВОЛОНТЕРАМ ПОДРЫВАЮТ...МОШЕННИКИ?

За комментариями мы обратились к члену благотворительного фонда «От сердца к сердцу», который не первый год курирует отделение онкогематологии областной детской больницы на ул.Николаевской. Жанна Валяренко рассказала, что необходимым условием принятия нового подопечного является письменное заявление родителей ребенка. Это та законодательная основа, которая дает старт официальному сбору средств для больного малыша:

«Необходимыми документами для оказания помощи является разрешение от родителей, заявление на помощь, на использование информации, фотографий, документов», - отмечает волонтер.

Жанна не отрицает, что их фонд также использует боксы для сбора средств, однако все они являются стационарными и находятся в строго отведенных местах. Как правило, это прикассовые зоны аптек либо магазинов:

«Коробочки используем только стационарно, у нас к ним прикреплены все необходимые документы: уставные, договор и пр. Обязательно размещаем все контактные данные, пломбируем их. Всего их по городу около 15 штук, это и сеть аптек «Медицина для вас», аптеки «Фармация», магазины «Градус» и «Эко-сегмент», магазины одежды, салоны красоты. Возле каждой коробочки размещены визитки с призывом к донорству, чтоб люди не просто бросали деньги, а имели возможность позвонить и получить всю необходимую информацию», - рассказывает Жанна.

Несмотря на светлую цель сбора, часто находятся охочие к содержанию боксов, которые попросту воруют их вместе с деньгами:

«Это так тяжело. Они (деньги, - прим.ред.) нам очень тяжело достаются. Или мы их на лекарства потратим, или на покупку дополнительных коробок. Я всегда говорю - украл, ну принеси назад коробку. Ты же смог как-то украсть, будь сильным, чтоб вернуть ее».

Волонтер рассказывает, что содержимое боксов пересчитывается в присутствии продавца, после чего составляются акты, а сами средства сразу же перечисляются на расчетный счет фонда для возможности закупки медикаментов и других нужд маленьких пациентов. Однако если еще несколько лет назад коробки действительно «выручали», то в последние год-два николаевцы стали неохотно доверять данному способу помощи. Сотрудница фонда уверена, что основной причиной этого являются участившиеся случаи мошенничества, когда псевдо-«волонтеры» используют фото детей для незаконного сбора средств — без согласия родителей, с несуществующими диагнозами, а то и вовсе тех, кого уже нет с нами. Обманувшись однажды, наш брат второй раз предпочтет не помогать вовсе, лишая, тем самым, помощи реальных детей.

«В первый раз на Центральном рынке, как только поставили коробку, за два месяца собралось около 1000 грн. - там было две штуки возле аптечных касс. Сейчас они могут простоять до полугода и «собрать» всего 300-500 грн. Люди стали кидать намного меньше, а лекарства нужны каждый день, ведь больному малышу не объяснишь, что их нет».

УТРОМ Я ПРОСЫПАЮСЬ И ГОВОРЮ СЕБЕ: «НУ ТЕБЕ ЖЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ИМ»

Из-за недоверия к уличным волонтерам-мошенникам под сомнение порою ставится вся работа сотрудников действующих фондов - людей, которые годами отдают душу пациентам детской онкогематологии.

«Придите к нам в отделение - посмотрите, кем вы прикрываетесь, вы же прикрываетесь детьми, которые действительно нуждаются. Посмотрите на них, и у вас пропадет все желание стоять и зарабатывать деньги таким способом», - каждый раз призывает волонтер.

Жанна подтверждает, что подобный вид мошенничества не ограничивается одним лишь Николаевом. Соратники из других городов отмечают аналогичные проблемы и невозможность их решения на глобальном уровне, ведь никакие превентивные меры здесь не действуют.

Эту информацию подтвердили и в пресс-службе главного управления полиции в Николаевской области, где нам ответили, что проблема «коробочников» находится скорее в компетенции фискальной службы. Что касается работников правоохранительных органов, то они могут лишь реагировать по факту мошенничества. Однако, по их словам, ни одного официального заявления, связанного с незаконным сбором средств для благотворительных целей, им не поступало.

Основной причиной, почему уличные волонтеры в большинстве своем работают за оплату, является неготовность людей к регулярной помощи:

«Единоразово любой человек, у которого есть сердце, выйдет на акцию с боксом для сбора средств. Но собирать нужно все время, а никто не пойдет за «просто так». У нас в отделение после первого месяца-двух людей просто «сдувало» - не выдерживали. А с коробочками нужно каждый день стоять. Мы в силу загруженности сами это не сможем, а чтоб пошел человек - надо привлечь зарплатой первый и основной фактор, почему они стоят. Я работаю более трех лет и за это время еще не пришел ни один волонтер, который бы сказал «я хочу вам помогать».

Тем не менее, несмотря на все трудности и преграды, сотрудники фонда продолжают спасать своих подопечных:

«Мне очень часто задают вопрос: «А смысл? Там что разве выживают дети?». Я отвечаю, что даже если ребенку осталось совсем немного, хочется чтобы он жил, а не доживал, думая, как бы скорее уйти. Поэтому каждый раз, просыпаясь по утрам, я говорю себе: тебе лучше, чем им. Как туда можно не ходить? Ведь мы им нужны».

В свою очередь, волонтер рекомендует прежде, чем решиться на помощь, убедиться в достоверности информации: посмотреть копии справки о диагнозе, свидетельства о рождении ребенка, уставные документы самого фонда. Нелишним также будет связаться с родителями малыша и лечащим врачом (все эти данные, а также согласие родителя на использование фото и медданных ребенка должны быть у волонтера). В случае, если информация корректная - смело помогайте. Ведь, возможно, именно вашей гривны не доставало здоровью малыша.

Как мы убедились, зачастую благотворительные фонды используют коробки для сбора средств стационарно, закрепив их за определенными торговыми точками и обеспечив копиями документов для верификации информации. Кроме того, организации активно применяют практику привлечения волонтеров для проведения тематических акций, в ходе которых могут быть использованы переносные боксы, однако подобные мероприятия носят нерегулярный характер. Что же касается постоянных сборов, то финансирование уличных волонтеров, как правило, не предусмотрено ведь фонд скорее закупит лекарства или необходимое оборудование, чем потратит собранные средства на оплату так называемых промоутеров. Тем не менее, мы увидели, что практика рекрутства «волонтеров» за фиксированную плату широко приветствуется в Украине. И хотя работодатели пытаются подавать объявления завуалированно, смещая акценты с «волонтерства» на «проведение рекламных акций», по сути на лицо нивелирование самого понятия «добровольной помощи». Все это приводит к общему недоверию, ведь обжегшись однажды, человек вряд ли второй раз поможет ребенку. А это мог быть малыш, действительно требующий помощи.

P.S. Проверить достоверность маленького пациента онкогематологического отделения областной детской больницы, узнать историю болезни и текущие нужды каждый желающий может в разделе «Новости-Николаев» на официальном сайте украинской открытой ассоциации организаций, групп и лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями.

Елена Худолеева