Материал: Владислав Ленцев для Крым.Реалии
Экологическая ситуация в Армянске обострилась до предела. Из города начали вывозить детей школьного возраста. Но чиновники избегают слова «эвакуация» – глава правительства Крыма Сергей Аксенов говорит о «каникулах».
Жители Армянска утверждают, что ситуация намного серьезнее, чем ее пытаются представить власти. Первые выбросы неизвестного вещества в городе зафиксировали в ночь с 23 на 24 августа. Всего за одну ночь на заборах, крышах домов, бытовых предметах и растениях появился налет с зеленоватым оттенком, а в воздухе – едкий кислотный запах.
Жительница Армянска, бывший работник «Крымского титана» Светлана говорит, что нынешняя ситуация для города беспрецедентна.
– В первый раз мы почувствовали в воздухе что-то непонятное 24-25 числа (августа – КР). Естественно, сразу же начали грешить на завод, и так как у меня там осталось много знакомых, мы спрашивали у них: «Произошла авария?» – «Нет, все работает в штатном режиме, никаких проблем нет». Но с каждым днем становилось все хуже. Если в первые дни был сладковатый привкус во рту, то потом появился резкий запах кислоты. Я прожила в Армянске почти 50 лет, с 1969 года, – и никогда не было, чтобы на руках, на железных поверхностях оставался черный маслянистый налет. Кислота могла чувствоваться на заводе или в Перекопе, если поворачивался ветер. Иногда доходило до Армянска, но не настолько. У моей подруги жуткая головная боль, у другой – какая-то странная сыпь на теле вроде крапивницы.
О превышении норм вредных веществ сообщили и в Госпогранслужбе Украины. Во время измерения химического состава воздуха 3 сентября пограничники Херсонского отряда обнаружили химические в воздухе вещества, сообщил помощник главы ведомства Олег Слободян:
«Приборы показали превышение содержания химических веществ (токсические промышленные вещества). На данный момент информация передана местным органам самоуправления, Государственной службе чрезвычайных ситуаций и в правоохранительные органы. Внесены изменения в организацию службы пограничных нарядов, пограничники в пределах компетенции продолжают отслеживать обстановку», – написал он в Фейсбуке.
Глава Чаплинской районной госадминистрации Александр Бурейко отмечает, что последствия выбросов на «Крымском титане» здесь ощущались и раньше.
– Особенно это касается Присивашья – село Первоконстантиновка, причем еще с начала работы завода. Действительно, где-то на День Независимости проявлялись симптомы у людей, но так как это время от времени повторялось, особенного ажиотажа не было. Он появился сейчас, когда в СМИ стали рассказывать об этом событии. Такого с кислотонакопителем еще не было. Мы разослали всем учреждениям факсограмму с рекомендациями. Лучше бы мы знали про эту ситуацию раньше – но оккупационные власти скрывали масштабы бедствия. Я считаю, что необходимо ввести государственный мониторинг по нескольким направлениям в зоне влияния завода «Крымский титан». Это и анализ воздуха, грунта, воды, и медицинские обследования. И не месяц, и даже не год, а дольше – только тогда мы получим объективную картину.
Химик-биолог Одесского национального университета имени Мечникова Владислав Балинский рассказывает, как подобные выбросы действуют на организм человека.
– Здесь четко видно воздействие кислотной составляющей, окислителя на металлические поверхности и так далее. Это либо серный, либо сернистый ангидрид. Скорее всего, именно сернистый. Конечно, его воздействие опасно, степень вреда зависит от концентрации. Данное вещество – достаточно сильный окислитель, поэтому при концентрациях выше 0,5 миллиграмма в кубическом метре воздуха оно вызывает серьезные симптомы и может привести к ряду заболеваний – таких как воспаления, химические ожоги слизистой оболочки – и как раз об этом говорят люди. Если концентрация достаточно высокая, возможен паралич органов дыхания и смерть. Сернистый ангидрид – это также канцероген. Основной совет, когда продолжаются такие выбросы – надо покинуть зону поражения или не выходить на улицу.
Владислав Балинский также предлагает учесть, что этот сернистый газ тяжелее воздуха и потому заполняет впадины рельефа и нижнюю часть помещений.