Брошенная и неприметная территория неподалеку самого центра Николаева – Темвод, скрывает ужасные события времен второй мировой войны. Память о тысячах погибших в концлагере, который здесь размещался, увековечена лишь небольшим камнем, а территория за прошедшие десятилетия превратилась в неофициальную свалку, все больше приходя в запустение.
Но сейчас появилась надежда, что территория преобразится и на ней будет создан полноценный мемориальный парк. Об этом стало известно корреспонденту СВІДОК.info.
«Мы вышли с инициативой и разработали концепцию создания на Темводе парка памяти и примирения «Шталаг 364». Евгений Цымбалюк помог нам с созданием презентационного ролика. Предстоит громаднейшая работа, которая связанная с привлечением инвесторов», - отметил директор благотворительного фонда «Памяти жертв Холокоста с. Богдановка» Анатолий Михельсон.
К слову, инициаторы создания мемориального комплекса уже прошли несколько депутатских комиссий, и в настоящее время главный архитектор города готовит материалы для сессии депутатов города с решением об отводе земли для создания Парка памяти и мемориала с музеем.
«На Темводе останки не только около 30 000 наших военопленных и жителей города – их там убивали, но там, также в лагере МВД СССР №126, который находился на этом же месте с 1944 года остались навсегда более 2000 военопленных немцев, румынов, венгров, словаков, итальянцев. И те и другие толком и не похоронены –все в отвалах земли,зарослях, грязи, мусоре. Мы очень хотим создать место, где будут работать ученые и историки для донесения правды нам и будущим поколениям об этих ужасных событиях», - рассказал он.
В комплексе предусмотрено создание музея, на базе оставшегося здания ДК Бондаренко, невзирая на то, что от здания остались лишь стены. В бывшем зрительном зале дворца создать пантеон жертв, а на стенах планируют разместить имена жертв Шталаг 364.
«В музее историки смогут изучать и описывать события не с точки зрения политики, так как поступали в советское время. Однако, мы не можем получить никакой информации о жертвах Шталага в нашем областном архиве. Все материалы находятся в архиве Министерства обороны России, г. Подольск. Наша задача добыть эти списки. По прошествию десятков лет те, кто жил на Темводе, не знали, что там происходило. Я работал на заводе им. 61 коммунара и на территории Темвода был порядок, но пока не отселили людей. Как только территория стала безлюдной, начались разрушения всех зданий и запустение», - рассказал Анатолий Михельсон.
К слову, здание клуба на Темводе строилось в 1947 военнопленными гитлеровской коалиции, которые пребывали в данном лагере.
«Многих узников из наших военнопленных и гражданских лиц, отводили за «ворота смерти» и там расстреливали. Ворота уцелели, но доступа к ним сейчас нет. Они находятся на территории двух корпусов-бараков, в которых после войны было ПТУ швейников. Сейчас эти корпуса приватизировали и отдали в аренду фирме, которая катает детей на карете с лошадьми. Возле этих ворот, которые признаны в прошлом году памитником истории, грязь, собаки. Мы пытались туда пройти, но это оказалось невозможным», - резюмировал он.
«Мне кажется, что все неравнодушные жители города Николаева должны помнить историю и в ее прекрасных и в трагических моментах, - отметила активист благотворительного фонда «Памяти жертв Холокоста с. Богдановка» Ирина Худякова, - Память о таком концлагере на территории Темвода просто стерлась. Сейчас территория завалена мусором и это трагедия! Люди моего поколения еще могут говорить об этом, потому что мы помним по рассказам родителей ужасную историю. Для того, чтобы больше впредь не повторялось таких событий – о них надо рассказывать! Если мы претендуем называться цивилизованной страной, то необходимо соответственно подходить к трагическим событиям второй мировой войны и ее жертвам. Не поддерживать такие проекты – это просто грех и мы сделаем все возможное, чтобы реализовать наши идеи».
Напомним, что об удивительной истории Темвода мы рассказывали в материале "Тени прошлого и столетний дуб: николаевцев провели по району-призраку в центре города".
Читайте также: